Андрей КУЗНЕЦОВ

Постояв на коврах в кабинете спортивного министра и на исполкоме ФХР после американских 3:8, Зинэтула Билялетдинов обошелся без оргвыводов. Предолимпийский сезон сборной России закрылся без истерик, войн всех против всех и кадровых революций. А значит, непременно найдется много желающих посетовать на то, что нынешний штаб не тронули за шестое место на чемпионате мира. Тогда как прежний, Вячеслава Быкова и Игоря Захаркина, уволили "всего лишь" за четвертое. Вот только я убежден: сравнивать два провала и два исполкома под этим углом смысла нет. Сразу по нескольким причинам.

Первое. Два года назад тандем тренеров сборной катился с горы, к июню 2011-го добравшись до подножия. Сначала Ванкувер. Потом ЧМ в Кельне, который абсолютно сильнейший за последние годы российский состав выиграть так и не смог. А под конец была агония на льду нынешней арены клуба КХЛ "Слован".

Да, Братислава-2011 в отличие от Хельсинки-2013 яркую четвертьфинальную победу над топ-соперником из-за океана нам все-таки подарила. Но все равно нынешней весной ощущений того, что "национальная команда с Билялетдиновым деградирует", не возникло. Ни у хоккейного сообщества страны, ни, насколько мне известно, у тех кураторов сборной, которые по рангу выше боссов ФХР или КХЛ. То есть огорчились все, но головы рубить не захотел никто.

Второе. Два года назад тандем прекрасно знал: медальную задачу нужно выполнить любой ценой, контракт на весь олимпийский цикл подпишут как минимум при бронзовом результате. И все равно, как метко подметил тогда же тренер-ветеран Сергей Михалев, Быков с Захаркиным попытались схватить одной рукой два жирных куска. Работа на благо главной команды страны была принесена в жертву работе на благо клубной команды. Плодотворная творческая энергия во время чемпионского похода "Салавата" была сожжена без остатка.

Билялетдинова после ЧМ-2013 мы вправе упрекать за многое. Но только не за демонстративное равнодушие или попытку отодвинуть сборную на второй план. На золотой вершине-2012 в ответ на мой вопрос о желании иметь статус тренера-совместителя он ответил: "Сборная и "Ак Барс"? Я бы потянул". Но при этом не сделал серьезной попытки за счет заработанного политического капитала продавить себе клубный пост. Хотя соблазн возглавить условный СКА, согласитесь, был, о чем еще полтора года назад сообщал "СЭ". Для Билялетдинова приоритетом номер один остается национальная команда. Что не может не вызывать уважения.

Третье. Нынешний главный тренер не пресытился работой на международном уровне. Это скорее в прошлом году в нем, присматривавшемся к новому посту, виделась некая индифферентность. Теперь же, пообщавшись с Билялетдиновым с глазу на глаз, не могу не отметить: позорный ЧМ специалиста действительно "зацепил". Психологически подзавел. В наставнике сборной проснулся опыт спортсмена топ-класса, стремящегося отыграться, взять реванш, перепрыгнуть сбитую в финской столице планку. Сравните с усталостью Быкова – Захаркина, которые роковой для себя весны-2011 свои антикризисные пондус-меры выплеснули понижением статуса Андрея Назарова и Валерия Брагина.

И, наконец, последнее. Два года назад тандем тоже готовился к важному исполкому. Писал тезисы, выстраивал линию защиты. Но план рухнул уже в начале разбора полетов. Захаркин жестко отреагировал на реплику хоккейного патриарха Виктора Тихонова, сорвался на отповедь – и под градом ответных эмоциональных выступлений фактически похоронил как себя, так и своего напарника.

Билялетдинов же две недели между ЧМ и исполкомом молчал не впустую. И систему объяснений подготовил, на мой взгляд, четкую. Это было видно как по вчерашнему интервью для "СЭ", так и – что еще более важно для самого специалиста – по отчету перед Третьяком и К. Ведь реплики от участников заседания звучали в том числе и жесткие. Оглашались претензии и к кадрам, и к тактике, и к принципам формирования и управления сборной на чемпионате мира. Но ни одна не осталась без тезисного ответа.

Единственное, чего не сделал Билялетдинов, – не стал озвучивать фамилии железных "неолимпийцев". По моей информации – для того, чтобы не сжигать мосты общения с хоккеистами вроде Мозякина или Белова. Поскольку приходится держать в уме угрозу травм в сезоне-2013/14.

Не дать такому Билялетдинову шанс отыграться в Сочи было бы неразумно даже в том случае, если бы на подмене было десять других билялетдиновых. Или десять быковых. Или десять тренеров-претендентов той же топ-квалификации.